Информационное пространство современной школы:Материалы 1 школьной научно-практической конференции.-19апреля2008.-Саратов,2008.-92с.
Вопрос о ключевых компетенциях
стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит
сейчас, в связи с модернизацией Российского образования[2].Актуальной задачей современной школы является
реализация компетентностного подхода в образовании, а именно,
формирование ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений
жизненных навыков.
Компетентностный подход
предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а
овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному
определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования
методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые
они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования
методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия
компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции. Затем построим
технологию проектирования ключевых и предметных компетенций, из которой будут
следовать принципы отбора необходимых методов обучения.
Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и
«компетентность». Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование
(норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной
продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение,
обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное
отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся
качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт
деятельности в заданной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика
(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),
обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и
личностно-значимой сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех,
которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем.
Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать
какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника
формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции. Образовательная компетенция – требование к образовательной
подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций,
знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к
определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для
осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это
образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него
формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не
только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти
компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции
относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например,
взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав
общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают
предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны
обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример.
Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее
компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта
компетенция фигурирует в качестве образовательной[1]
ЮНЕСКО сформулированы необходимые
области компетентности, формируемые в системе образования[3]
1. Научить учиться
(компетентность в познавательной деятельности)
2. Научить жить (компетентность
в практикоориентированном обучении)
3. Научить жить вместе
(т. е. в среде коммуникации)
4. Научить работать
и зарабатывать (т. е. компетентность в трудовой сфере)
Таким образом, компетентностный
подход реализуется по следующим четырем линиям:
1. Ключевые компетентности;
2. Обобщенные предметные явления;
3. Прикладные предметные умения;
4. Жизненные навыки.Модернизация
Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики
процесса обучения в условиях “экономики знаний” (И.Фрумин) [9].
Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:
§обучение как “создание знаний” на
основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации;
§обучение на основе анализа и
обработки знаний вместо механического обучения;
§совместная деятельность педагога и
учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого
учителем;
§своевременное и актуальное
обучение вместо обучения “на всякий случай, вдруг понадобится в будущем”;
§применение различных способов
обучения вместо исключительно формального обучения;
§обучения по инициативе с учетом
личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;
§организация непрерывного обучения
вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом. [9]
Особое
внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. По видам
компетенции можно классифицировать следующим образом:
ключевые,базовые,функциональные.
Под ключевыми понимаются
компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его
успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.
Под базовыми компетенциями понимаются
компетенции, отражающие специфику определенной деятельности.
Функциональные компетенции
представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций,
характерных для данного вида деятельности.
Таким образом, ключевыми
компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член
общества, и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях.
Ключевые компетентности становятся универсальными и применимыми в разных
ситуациях.
Во время симпозиума Совета Европы
по теме «Ключевые компетенции для Европы»[1] был определен следующий примерный
перечень ключевых компетенций.
Изучать:
• уметь извлекать пользу из
опыта;
• организовывать взаимосвязь
своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные
приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим
обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы
данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и
классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь
прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому
или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять
неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и
выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и
экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки,
связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения
искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в
группе;
• принимать решения — улаживать
разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять
контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив
и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою
работу;
• уметь пользоваться
вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые
технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом
быстрых изменений;