Предварительная подготовка
К классному часу класс разбивается на творческие группы и готовит следующие задания:
1-я группа: подготовка проекта «Примеры дружбы в истории человечества»;
2-я группа: подготовка проекта «Невыдуманные истории о дружбе» (на примере своих семей);
3-я группа: подготовка проекта «Дружба. Какой мы ее видим» (фотосюжеты о дружбе, увиденные объективом видеокамеры);
4-я группа: подготовка проекта «Законы дружбы. Какими им быть»;
5-я группа: подготовка проекта «Интервью о школьной дружбе»; учащиеся проводят опрос учителей школы и записывают их рассказы о школьной дружбе;
6-я группа: подготовка проекта «Фантастическое письмо моему другу»; это письмо должно быть составлено с помощью рисунков.
I. Вступительное слово классного руководителя. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба -это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.
Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство.характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
II. Выступление первой группы учащихся с проектом «Примеры дружбы в истории человечества».
III. Составление ассоциограммы на слово «друг».
Учащиеся называют по одному слову, ассоциирующемуся у них с понятием «друг». - •
Друг, приятель, товарищ - понятия-синонимы, они близки по смыслу, почти тождественны. Но все же от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и вторе. Приятелей много, а друг - один.
Слово «товарищ» первоначально означало «компаньон, участник совместных дел».
IV. Размышления о дружбе.
а) Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина и попробуйте ответить на такие вопросы: Для чего человеку нужен друг? Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры,
не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не
пришлось нести на себе целый трамвай.
Ф. Кривин
б) В чем смысл отрывка сонета В. Шекспира? Настоящий друг везде Верен - в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может, . И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов. Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный.
В. Шекспир
Вопрос классу: чем вы руководствуетесь, выбирая друга?
V. Выступление второй группы с проектом «Невыдуманные истории о дружбе». Рассказ о дружбе в семьях учащихся.
Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
VI. Выступление третьей группы с проектом «Дружба. Какой мы ее видим» (фотосюжеты о дружбе, увиденные объективом видеокамеры).
VII. Размышления о дружбе.
Прочтите два маленьких стихотворения и оцените, прав или неправ
автор стихов.
Тот, кто в беде бросает друга, Когда ему живется туго, Кто сердце не готов отдать Тому, кто вынужден страдать, Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно.
У друга первого его - достоин только одного:
Неумолимого презренья.
Добрый друг не тот,
Кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая'лисьим!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведет и не обманет.
А. Дюрер
VIII. Разбор ситуаций.
Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?
Первая ситуация
Два студента готовятся к экзаменам. У одного из них, Александра, лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Вывод. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо. Вторая ситуация
Когда со мной случалось горе, Подняться не хватало сил, Рук подоспевшее подспорье Всегда в друзьях я находил. А в счастье было тяжело -Друзья стояли в стороне, Завидуя и сожалея, Что помогли когда-то мне.
А. Дементьев Вывод. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Подтверждением этому служат слова Иона Златоуста: «Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими... Сорадование служит доказательством не только того, что
ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоем укоренилась любовь».
IX. Выступление четвертой группы с проектом «Законы дружбы. Какими им быть».
После выступления учащихся можно зачитать законы дружбы
В.А. Сухомлинского:
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.
- Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
- Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
X. Выступление пятой группы с проектом «Интервью о школьной дружбе».
Учащиеся зачитывают рассказы учителей. Выступление учащихся
завершается стихотворением.
Радость в мой дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
почему-то не выдержав искуса,
помрачнел
и, потухшую трубку грызя,
наблюдает
за радостью
искоса.
Ну, а если б
несчастье со мною стряслось.
если б в душу
недуги вонзились,
как лезвия,
с радостью
к моему изголовью склонился б,
небось, сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба,
к своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком-то градусе...
Кто сказал:
человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
Л. Вышеславский
XI. Выступление шестой группы с фантастическим проектом письма.
Учащимся класса необходимо прочесть фантастическое письмо.и догадаться, что хотели сказать в своем письме его авторы.
Подведение итогов классного часа.
|