Главная » 2009»Март»12 » Основные принципы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Основные принципы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
10:19
Проектно-исследовательская деятельность — это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу с каждой группой обучающихся. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем. Помимо выполнения различных заданий, специфичных для каждой группы, ребята получают возможность изучать выбранную ими и интересную для них область знаний через систему самых разнообразных мероприятий, проводимых вне школы. Такими мероприятиями могут быть:
посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений;
встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний;
посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ;
встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся школы.
Для того чтобы педагог мог успешно управлять проектно-исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе принципы организации данного процесса. Исследовательская деятельность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах:
Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности.
Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность.
Возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности дает старшекласснику необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей деятельности.
Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что абсолютное большинство учащихся, однажды попробовавших себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер.
Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.
Иногда подобный результат не достигается в том случае, если ученик не может дойти до конца в своем исследовании. Это происходит в том случае, если проблема, которую ученик взялся решать, ему не по силам.
Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа самостоятельности, является принцип доступности исследования.
Занятие проетно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого — просто и доступно.
Поэтому педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность самостоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее выбрать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней.
Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потрогать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
Следующим принципом организации исследовательского проекта, которым необходимо руководствоваться в организации проектно – исследовательской работы школьников, это принцип наглядности или экспериментальности.
В научной литературе существуют различные трактовки термина «наглядность». Одни относят к средствам наглядности лишь то, что может воспринять зрение человека, исключая при этом предметы и процессы и относя это лишь к иллюстративным и наглядным пособиям, некоторые несколько расширяют это понятие и распространяют это на представления, которые появляются в ходе слушания образной речи или чтения художественной литературы. В исследовательской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности — достаточно широкое понятие и выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и позволяет ученику экспериментировать с теми предметами. Материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
Не менее важным принципом реализации проектно-исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником работы.
Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.
Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика.
Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятель-ности.Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений. Неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение. Именно процесс осмысливания исследования дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, формирует способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.
Использование принципа осмысленности требует реализации и принципа культуросообразности. Решение его — это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его решении научной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.
Однако, самым главным из всех выше перечисленных принципов является принцип самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот. Педагог, руководя исследовательской деятельностью учащихся, должен не только знать это, но и руководствоваться этим принципом в первую очередь, желая, чтобы ученики были успешными исследователями.
Все эти принципы можно успешно реализовать, используя такую форму организации исследовательской деятельности учащихся как учебно-исследовательские проекты.
Технология ориентирована на учащихся с высокой учебной мотивацией и стремлением к научно-исследовательской деятельности различного уровня, участию в научно-исследовательских конференциях как внутри учебного заведения, так и за его пределами.
Цель проектной технологии:
Развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Задачи :
•Помочь учащимся овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности.
•Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования.
•Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации учебного проекта:
•Умение формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.
•Умение составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы.
•Умение выделять предмет и объект учебного исследования.
•Умение определять цель и задачи учебного исследования.
•Умение формулировать гипотезу учебного исследования.
•Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.
•Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.
•Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.
•Умение владеть специальной терминологией, определенной тематикой спецкурса.
Понятийный аппарат проектно-исследовательской деятельности школьника:
•алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
•библиография;
•внедрение;
•гипотеза исследования;
•дедукция, деятельность;
•закон, закономерность;
•индукция, историзм, индикатор, исследование;
•концепция, креативность, критерий;
•метод, моделирование, мониторинг;
•наблюдение, новация, новшество, наука;
•обобщение, объект, опыт;
•проект, предмет исследования, принцип;
•рецензия, рефлексия;
•сравнение, синтез, системный анализ;
•теория, творческий подход, технология;
•факт;
•эксперимент.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Литература:
1.Голдстейн М., Голдстейн И. как мы познаем. М., 1985.
2.Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М., 1990.
3.Николаева И.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной литературой. М., 1982.
4.Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.
5.Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.
6.Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск, 2002.