Воскресенье, 05.01.2025, 19:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Методические ориентиры...

Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт!
Всего ответов: 307
Главная » 2009 » Март » 12 » Основные принципы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Основные принципы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
10:19

Проектно-исследовательская деятельность — это серьезная и целенаправлен­ная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу с каж­дой группой обучающихся. В первую очередь, это задания экспериментального и ис­следовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем. Помимо выполнения различных заданий, специфичных для каждой группы, ребята получают возможность изучать выбранную ими и интересную для них область знаний через систему самых разно­образных мероприятий, проводимых вне школы. Такими мероприя­тиями могут быть:

посещение научно-исследовательских институтов, предприя­тий, научных учреждений;    
 встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний;   
 посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ;  
  встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся школы.
 Для того чтобы педагог мог успешно управлять проектно-исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе прин­ципы организации данного процесса. Исследовательская деятель­ность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах:

        доступности;        естественности;    осмысленности;   культуросообразности;        самодеятельности.

 Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности.

Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет уче­нику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем реп­родуктивная деятельность.

Возможность приобретения права выбора собственной предмет­ной деятельности дает старшекласснику необходимость самостоя­тельного анализа результатов и последствий своей деятельности.

Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследова­ния. Интересен тот факт, что абсолютное большинство учащихся, од­нажды попробовавших себя в исследовательской деятельности и по­лучивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер.

Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагога­ми, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает возможность само­рефлексии и наличие собственного отношения к окружающей дейст­вительности, объективного определения своего места в мире.

Иногда подобный результат не достигается в том случае, если ученик не может дойти до конца в своем исследовании. Это происходит в том случае, если проблема, которую ученик взялся решать, ему не по силам.

Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа само­стоятельности, является принцип доступности исследования.

Занятие проетно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачас­тую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что по­нятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он име­ет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конк­ретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого — просто и доступно.

Поэтому педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность само­стоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее вы­брать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней.

Одним из важных принципов организации исследовательской дея­тельности является принцип естественности. Этот принцип заключает­ся в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и вы­полнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потро­гать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрыва­телем без подсказки и руководства учителя.

Следующим принципом организации исследовательского проекта, ко­торым необходимо руководствоваться в организации проектно – исследо­вательской работы школьников, это принцип наглядности или экспери­ментальности.

В научной литературе существуют различные трактовки термина «наглядность». Одни относят к средствам наглядности лишь то, что может воспринять зрение человека, исключая при этом предметы и процессы и относя это лишь к иллюстративным и наглядным посо­биям, некоторые несколько расширяют это понятие и распространя­ют это на представления, которые появляются в ходе слушания об­разной речи или чтения художественной литературы. В исследова­тельской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким обра­зом, принцип наглядности — достаточно широкое понятие и выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и яв­лений и позволяет ученику экспериментировать с теми предметами. Материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.

Не менее важным принципом реализации проектно-исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником работы.

Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осозна­ваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.

Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые выкладки, сформулиро­ванные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика.

Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятель-ности.Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следст­венные связи между отдельными компонентами исследования, свои­ми словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений. Неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслитель­ной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обоб­щение. Именно процесс осмысливания исследования дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совер­шать логические умственные операции, формирует способность пере­носить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.

Использование принципа осмысленности требует реализации и принципа культуросообразности. Решение его — это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследо­вания и новизной и оригинальностью подходов в его решении науч­ной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принци­пом творческой исследовательской деятельности, когда ученик прив­носит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.

Однако, самым главным из всех выше перечисленных принципов является принцип самодеятельности школьника, так как именно са­мостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Имен­но принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступ­ности, естественности и экспериментальности, а не наоборот. Педа­гог, руководя исследовательской деятельностью учащихся, должен не только знать это, но и руководствоваться этим принципом в первую очередь, желая, чтобы ученики были успешными исследователями.

Все эти принципы можно успешно реализовать, используя такую форму организации исследовательской деятельности учащихся как учебно-исследовательские проекты.

Технология ориентирована  на учащихся с высокой учеб­ной мотивацией и стремлением к научно-исследовательской деятель­ности различного уровня, участию в научно-исследовательских кон­ференциях как внутри учебного заведения, так и за его пределами.

Цель проектной технологии:

Развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного по­знания и умений учебного исследования.

Задачи :

   Помочь учащимся овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности.

   Обучить структуре построения и правилам оформления учебно­го исследования.

   Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследователь­ской деятельности, потребности в развитии собственных интел­лектуальных и исследовательских умений.

Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации учебного проекта:

   Умение формулировать тему учебно-исследовательской рабо­ты, доказывать ее актуальность.

   Умение составлять индивидуальный план учебно-исследова­тельской работы.

   Умение выделять предмет и объект учебного исследования.

   Умение определять цель и задачи учебного исследования.

   Умение формулировать гипотезу учебного исследования.

   Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, офор­млять библиографические ссылки, составлять библиографичес­кий список литературы по проблеме.

   Умение выбирать и применять на практике методы исследова­тельской деятельности сообразно задачам исследования.

   Умение оформлять теоретические и экспериментальные мате­риалы исследования.

   Умение владеть специальной терминологией, определенной те­матикой спецкурса.

Понятийный аппарат проектно-исследовательской деятельности школьника:

   алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

   библиография;

   внедрение;

   гипотеза исследования;

   дедукция, деятельность;

   закон, закономерность;

   индукция, историзм, индикатор, исследование;

   концепция, креативность, критерий;

   метод, моделирование, мониторинг;

   наблюдение, новация, новшество, наука;

   обобщение, объект, опыт;

   проект, предмет исследования, принцип;

   рецензия, рефлексия;

   сравнение, синтез, системный анализ;

   теория, творческий подход, технология;

   факт;

   эксперимент.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «ус­воения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических техноло­гий в учебно-воспитательный процесс школы.

Литература:

1.   Голдстейн М., Голдстейн И. как мы познаем. М., 1985.

2.   Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М., 1990.

3.   Николаева И.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной литературой. М., 1982.

4.  Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.

5.   Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

6.   Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, ода­ренность, талант. Минск, 2002.

7.  Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.

8.   Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Да­выдов. М., 1993. Т. 1.

9.   Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьни­ков в профильном обучении. СПб., 2005.

10. Яновицкая Е, Адамский М. Большая дидактика и 1000 мелочей в раз­ноуровневом обучении. СПб., 2005.


Просмотров: 10769 | Добавил: elena-zelenskaj | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 1
1 Kirillovs  
0
Друзья, я вам благодарна smile

Имя *:
Email *:
Код *: