Вторник, 23.04.2024, 13:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Методические ориентиры...

Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт!
Всего ответов: 307
Главная » 2009 » Июль » 4 » Компетентностный подход - основа модернизации Российского образования
Компетентностный подход - основа модернизации Российского образования
20:18

Докладчик: Зеленская Елена Владимировна – учитель физики и математики МОУ «СОШ

с. Константиновка Саратовского района Саратовской области», zelenskaj55@yandex.ru

Статья опубликована:

 Информационное пространство современной школы:Материалы 1 школьной научно-практической конференции.-19апреля2008.-Саратов,2008.-92с.

   Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас, в связи с модернизацией Российского образования[2]. Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений жизненных навыков.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции. Затем построим технологию проектирования ключевых и предметных компетенций, из которой будут следовать принципы отбора необходимых методов обучения.
Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной[1]

 

 

ЮНЕСКО сформулированы необходимые области компетентности, формируемые в системе образования[3]

1. Научить учиться (компетентность в познавательной деятельности)

2. Научить жить (компетентность в практикоориентированном обучении)

3. Научить жить вместе (т. е. в среде коммуникации)

4. Научить работать и зарабатывать (т. е. компетентность в трудовой сфере)

Таким образом, компетентностный подход реализуется по следующим четырем линиям:

1. Ключевые компетентности;

2. Обобщенные предметные явления;

3. Прикладные предметные умения;

4. Жизненные навыки.                                                                                                                                                            Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний” (И.Фрумин) [9].              

                                                     Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:

§      обучение как “создание знаний” на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации;

§      обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;

§      совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем;

§      своевременное и актуальное обучение вместо обучения “на всякий случай, вдруг понадобится в будущем”;

§      применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;

§      обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;

§      организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом. [9]

    Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. По видам компетенции можно классифицировать следующим образом:

ключевые,    базовые,   функциональные.

Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.

 Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной деятельности.

Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной  деятельности и отражают набор функций, характерных для данного вида деятельности.

Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества, и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»[1] был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.

Изучать:

• уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В АРХИВЕ /metoda/555.zip

Просмотров: 9894 | Добавил: elena-zelenskaj | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: