Вторник, 21.11.2017, 10:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Методические ориентиры...

Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт!
Всего ответов: 302
Главная » 2009 » Апрель » 22 » Технология поэтапной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Технология поэтапной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
17:00
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, создание собственного образа действия, организацию образовательного пространства, необходимого для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможностей и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
Этап1. Продумывание темы проекта.
(Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета).
Этап2. Выбор возрастной категории учащихся.
(Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, ученики начальной шко¬лы, средней, старшей, 9-классники, разновозрастная группа (8-11 класс) учащихся и т. п.).
Этап3 .Формулирование основополагающего вопроса.
(Основополагающие Вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат все¬объемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обуче¬ния.)
Этап4. Формулирование вопроса (-ов) учебной темы.
(Вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной дис¬циплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.)
Этап5. Формулирование содержательного (-ых) вопроса (~ов) для исследований учащихся.
(Частные вопросы отличаются от вопросов учебной темы и основополагающего вопроса тем, что основываются в основном на фактах, а не на интерпретации этих фактов.)
Этап6. Формулирование дидактических целей проекта.
(Формулирует учитель. Например, «Формирование компетентности в сфере самостоя¬тельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения», «Фор¬мирование критического мышления, навыков работы в команде».)
Этап7. Формулирование методических задач.
(Формулирует учитель. Например, освоить представление об электролитической диссо¬циации веществ и окислительно-восстановительных процессах (химия), освоить понятие «загрязненность среды» (экология), научить проводить химический анализ жидкостей на кислотность (химия), научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформле¬ния результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
Этап8. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).
(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, «Почему в центре Москвы погибают деревья?», «Как кошки могут видеть в темноте?», «Почему попугаи могут разговаривать?» и т. д. Ре¬комендуется провести «мозговой штурм», использовать метод наводящих вопросов.)
Этап9. Выдвижение гипотез решения проблем.
(Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть пробле¬ма исследования «Почему поют птицы?», гипотезой может служить следующее размыш¬ление: «Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупрежда¬ют о чем-то животных и людей» и т. д.)
Этап10. Определение творческого названия проекта.
(Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсужде¬ния тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, ученики 11 класса придумали назва¬ние «Холодная война: период советско-американский отношений», 7 класса - «Кислот¬ные дожди - убийцы местного пейзажа», 6 класса - «Древние греки в XX веке (Развитие литературных творческих способностей школьников на уроках литературы и русского языка)», 5 класса - «Шнурки в стакане» (проект, связанный со сравнением сленга амери¬канских и российских школьников), ребята начальной школы, создающие в рамках проек¬та книгу Гинесса своих спортивных достижений и успехов домашних животных, назвали проект «Мы восхищаемся» и др.)
Этап11. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
(Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наво¬дящих вопросов.)
Этап12. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирова¬ния, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.)
Этап13. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме» - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиа-издания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска ин¬формации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановить¬ся на достоверности источников информации.)
Этап14. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
(например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отве¬чает, и сроки исполнения)
Эта15. Самостоятельная работа групп.
(Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в мето¬дически нужное русло.)
Этап16. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
(Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрация¬ми, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результа¬тами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя - консультирование, помощь.)
Этап17. Защита полученных результатов и выводов.
(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учи¬теля и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на ос¬нове Критериев оценивания.)
Этап18. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
(Рефлексия. Группы, оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых иссле¬дований по темам проекта.)
Анализируя предложенное всю работу над проектом можно разбить на четыре раздела:
I. Планирование;
II.Аналитический раздел;
III.Обобщения информации;
IV. Представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

I. Планирование.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.
II. Аналитический раздел.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
- Ищет и собирает информацию, учитывая:
• Собственный опыт;
• Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
- Анализирует и интерпретирует полученные данные.
III. Обобщение информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся:
- Систематизируют полученные данные;
- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
- Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в Интернете и т.д.).
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
Учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.
Структура, содержание и ожидаемый результат проекта должны соответствовать требованиям к содержанию и организации проведения учебного проекта.

ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ  (СКАЧАТЬ)

Литература:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Москва: Педагогика, 1989.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1.
4. Полат Е. С. Типология коммуникационных проектов // Наука и школа. – 1997. - № 4.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное посо¬бие. - Москва: Народное образование, 1998.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - Москва: Сентябрь, 1996
7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
8. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
9. Бухаркина М.Ю. Лапшева Е.Е. и др. Обучение для будущего. –М.:ИУИТ,2007.-144с.[hide]

Просмотров: 11989 | Добавил: elena-zelenskaj | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: