Вторник, 21.11.2017, 11:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Методические ориентиры...

Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Откуда гость?
Всего ответов: 832
Главная » 2008 » Август » 17 » Формирование рефлексивной культуры участников педагогического процесса – условие повышения качества образования и профессионализма учителя.
Формирование рефлексивной культуры участников педагогического процесса – условие повышения качества образования и профессионализма учителя.
15:55
k

По причине бурно протекающих в обществе демократических процессов, имеющих место гуманистических тенденций, образовательное учреждение как социально – педагогическая система отвечает на изменение государственно-общественного заказа пересмотром отношения к человеку (учителю, ученику, родителю) как к личности. Взаимоотношения между участниками педагогического процесса должны носить характер сотрудничества и партнерства.

Обновление образования предполагает в настоящее время  ориентацию образовательного процесса и управления им на развитие субъектности ученика, учителя, развитие в них  «внутреннего человека», взращивание способности к самостроительству ими своей личности.

Субъектность – сложное качество личности, которое проявляется и актуализируется  в деятельности и которое может быть представлено тремя основными аспектами: способностью к целеполаганию, волей и способностью к рефлексии.

Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. «Любая интеллектуальная система изменяется под воздействием знаний о себе». (цитата -Г.П.Щедровицкий). Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими  факторами влияния на развитие  личности, при которых человек осознает смысл своих действий. Самосознание  является исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития потребностей,  и, прежде всего образовательных. Вслед за глубоким самосознанием начинают развиваться процессы: самоопределения – самовыражения – самоутверждения – самореализации - саморегуляции. Все эти глубинные психические процессы и составляют рефлексивную природу саморазвития личности.

Управление мотивационной сферой деятельности строится с учетом типов темперамента человека. Успехов в учебе и работе может добиться человек с любым темпераментом, однако, знание особенностей характера и типа нервной системы субъекта позволяет поручить такую работу, при выполнении которой раскроются положительные качества личности. В связи с этим учет личностно-ориентированного подхода при рефлексивном обучении и управлении приобретает первостепенное значение в развивающем образовательном учреждении.

Высший уровень педагогической рефлексии – размышление о себе в профессии.

Это может быть  индивидуальная  рефлексия ( самоанализ урока, анализ реакции учеников, анализ событий дня); обращение к помощи более опытного учителя; рефлексия в группе равных по уровню квалификации коллег; задача коллег быть не судьями – а советчиками. Во всём мире сейчас наблюдается изменение парадигмы наставничества. Место контроля занимает работа по профессиональному развитию более молодого коллеги; место разделения обязанностей – совместная работа;  анализ самого себя должен восприниматься каждым педагогом, вне зависимости от его опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него будет несомненной.  Например, анализ,  проведенный после урока,  поможет учителю прояснить свое поведение в ходе урока, оценить качественный уровень урока,   уровень деятельности учащихся, выявить положительные и негативные моменты.  Для большей результативности необходимо проводить рефлексию наличия или отсутствия в работе учителя заранее определенных параметров.(план урока, индивидуально-диффиринцированный подход к ученикам,  воспитательный аспект урока, психологический климат на уроке, активизация деятельности учеников,…)

Одна из современных, прогрессивных, перспективных педагогических систем: личностно-ориентированное обучение.  Центральное  место в рассматриваемой системе занимает УЧЕНИК. Цель обучения – РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.  Психологами, педагогами, методистами составлен ряд тезисов, отражающих суть этой системы образования:

 

Ø                      Каждому от природы даны способности и склонности, и основная задача школы – их развить, сформировать из индивида Личность со всеми присущими ей качествами;

 

Ø                      прежде чем приступить к решению проблемы формирования Личности, нужно изучить ученика: его темперамент, характер, склонности, способности;

 

Ø                      учебный материал школьных дисциплин – не только источник знаний, но и база для развития индивида;

 

Ø                      первыми и необходимыми компонентами любого занятия должны стать потребность и мотивация;

 

Ø                      средством развития ученика, его превращения в Личность является учебная деятельность.

На данном этапе развития нашей системы образования есть два пути реализации последнего тезиса: 1) организация и проведение творческих для учащихся уроков, на которых они сами получают («добывают») знания, осознают и закрепляют их, т.е. таких занятий, где знания не преподносят в готовом виде; 

2) систематическое насыщение уроков различными творческими заданиями, вкрапляемыми в ткань занятия.

С целью реализации новых задач развивающего образования необходимо радикальное  обновление системы организации образовательного процесса. В нынешней практике ещё нередко можно встретить стиль ведения занятий, когда не только младшие школьники, но и старшеклассники превращаются в простых исполнителей заданий.    Активная же роль личности во всех проявлениях  «Само…» начисто отсутствует, что и формирует так называемых  послушных исполнителей в будущей жизни.

Новым стимулом, резко повышающим мотивацию учения, должна стать такая организация образовательного процесса и каждого урока, при которой в первую очередь учитывается возрастная структура природосообразной деятельности школьника, где в полном  объёме будут реализованы все компоненты его человеческого «Само…»

Для того чтобы каждое занятие можно было считать реализующим деятельностный подход, оно должно завершаться рефлексией:  обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств с целью проверки и корректировки сделанного,   выработки задач на будущее. Предложенными в конце урока могут быть следующие вопросы:

 

Ø      понравился ли тебе урок?

 

Ø      Что не понравилось на уроке?

 

Ø      Поставь отметку учителю по 5- бальной системе.   Обоснуй её.

 

Ø      Оцени свою деятельность за урок по 5 – бальной системе.    Обоснуй её.

 

Ø      Какие действия учителя считаешь неправильными?

 

Результаты такого резюме могут быть совершенно неожиданными.      Однако  это культивирует строгое отношение к себе,  и  является хорошим условием для профессионального роста.  Тогда и ученики    принимают строгое отношение к ним как справедливое.

 

Интеллектуальная рефлексия  даёт возможность ученику понять, как он мыслит, зафиксировать сильные стороны его деятельности и выявить его «западающие» компоненты. Мощным средством интеллектуальной рефлексии выступают мыследеятельностные  схемы, которые фиксируют движение мысли от незнания к знанию. Необходимым действием интеллектуальной рефлексии является  самоконтроль  на этапе выполнения деятельности,     и самооценка   по выполнению деятельности.  Когда у ученика сформирован внутренний план выполнения деятельности, то в ходе её выполнения ученик постоянно отслеживает внутренним взором процесс выполнения, сверяя его с уже имеющимся  в сознании планом.  Только проверив «про себя» еще раз весь ход выполнения деятельности, зафиксировав «точки сомнения», сравнив свою деятельность с внешним эталоном, он сам оценивает свое личное продвижение и свою успешность. Специально организуемая  и постоянно проводимая  рефлексия собственной деятельности в конечном итоге формирует рефлексивную культуру ученика.   Как пример  подобной деятельности можно рассмотреть фрагмент урока физики в 10 классе на тему: «Поверхностные явления». Учащиеся выполняют экспериментальную часть урока в группах.     Завершением работы является оценка   деятельности каждого ученика в группе и группы в целом.

 

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

10 класс 

  состав группы:    Ф.И.                                    деятельность ученика             деятельность группы

 
                                                                            ( 5 – бальная шкала)             ( 5 – бальная шкала)

1.         

2.         

3.         

4.         

 

Ответить на вопросы в рабочей тетради:

Ø      с каким настроением ты работал?

Ø      Доволен ли ты собой?

Ø      Комфортно ли было работать в малой группе?

Ø      Какие затруднения возникли в ходе работы?

Ø      Как можешь преодолеть свои учебные проблемы?

На данном этапе урока возможна рефлексия не только малой группы, но и  каждого учащегося. Большинство наших учащихся не владеет навыками сотрудничества в  совместной деятельности в образовательном процессе.   У них появляется четкая ориентация, прежде всего на себя.    Поэтому актуальной задачей всех педагогов становится организация совместной работы в паре, группе, обучение сотрудничеству, культуре общения.

Если планомерно развивать учебное сотрудничество между учителем и учеником, учеником и другими одноклассниками, то содержанием их совместного труда станут рефлексивные знания  о собственных возможностях, т.е. основа умения учиться.
 Литература:

1.         Лизинский В.М. «Приёмы и формы в учебной деятельности».

2.         Гин А. «Приёмы педагогической техники».

3.         Чернявская А.П. «Педагогическая техника в работе учителя».

4.         Шамова Т.Н. «Управление образовательными системами».

5.         «Физика в школе».   Журнал№2, 2004г.

 
 

 

Просмотров: 2044 | Добавил: K@TTI | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2  
Бывают в жизни огорченья cool
Но это не тот случай surprised

1  
ochen horosho

Имя *:
Email *:
Код *: