Вторник, 19.09.2017, 18:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

В помощь молодому специалисту...

Меню сайта
Категории каталога
Мои файлы [5]
разное
Проектная деятельность [4]
Физика [8]
календарные планы
Математика [13]
календарные планы
Педагогические исследования [4]
Сценарии уроков [0]
Презентации [9]
Информатика [7]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Откуда гость?
Всего ответов: 832

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Классный руководитель
[ Скачать с сервера (63.0Kb) ] 25.04.2009, 13:21

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между уча­щимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, ре­шаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, фор­мируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координато­ром воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель — учи­тель, организующий учебно-воспитательную работу в поручен­ном ему классе. Должностной статус классного руководителя во многом опре­деляет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классно­го воспитателя становится возможным проведение целенаправ­ленной работы с каждым учеником, составление индивидуаль­ных программ развития детей. В этом случае доминируют индиви­дуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классно­го руководителя не могут быть единообразными. Они определяют­ся запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого пе­дагога. Вариативна позиция классного руководителя в детском кол­лективе. Она определяется, прежде всего, видом совместной дея­тельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего това­рища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непо­средственного организатора работы до консультанта и советчика. Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспи­тательная работа классных руководителей в сельской школе дол­жна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на пре­одоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Функции классного руководителя. Педагог, выступающий в ка­честве руководителя детского коллектива, реализует свои функ­ции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие са­моразвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание не­обходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определя­ется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р. X. Шакуровым, целесообразно вы­делить три  уровня  функций.

 

Первый уровень:

Ø      Педагогические;

Ø      Социально-гуманитарные функции.

Эти функции направлены на создание условий для социально­го развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного ру­ководителя:

Ø      воспитание учащихся;

Ø      социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды;

Ø      интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитатель­ных задач.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально экономических условиях.

Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и фор­мирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.

 

Второй уровень: социально-психологические, к которым относится, прежде всего, организаторская. Главное её назначение — поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенство­ванием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

 

Третий уровень:

управ­ленческие функции:

Ø      диагностическая;

Ø      целеполагания;

Ø      планирования;

Ø      контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отсле­живание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характери­стику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возрас­та школьников и уровня сформированности классного коллектива. Цели воспитательного процесса определяют задачи управле­ния процессом развития личности ребенка. Их можно подразде­лить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответ­ствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятель­ности учащихся. Логика целеполагания отражается в процессе планирования де­ятельности классного руководителя.

Планирование — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в раци­ональной организации деятельности. Назначение плана — упоря­дочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руко­водителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя — это обеспечение постоянного развитии воспитательной системы. Реализация функции контроля предполагает выявление положительных результатов и причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. Конт­роль работы классного руководителя — это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция — это всегда совместная деятельность клас­сного руководителя и коллектива класса в целом, группы или от­дельных учеников.

  

Права классного руководителя. Классный руководитель — адми­нистративное лицо. Он имеет право:

Ø      получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

Ø      контролировать успеваемость каждого ученика;

Ø      контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

Ø      координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

Ø      организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиу­мов, тематических и других мероприятий;

Ø      выносить на рассмотрение администрации, совета школы пред­ложения, согласованные с коллективом класса;

Ø      приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обу­чением учащихся;

Ø      получать помощь от педагогического коллектива школы;

Ø      определять индивидуальный режим работы с детьми (свобод­но, т.е. исходя из конкретной ситуации);

Ø      отказываться от лежащих за границами содержания его рабо­ты поручений.

 

Обязанности классного руководителя:

Ø      организации в классе учебно-воспитательного процесса, оп­тимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

Ø      оказании помощи ученику в решении острых проблем (пред­почтительно лично, можно привлечь психолога);

Ø      установлении контактов с родителями и оказании им помо­щи в воспитании детей (лично, через психолога, социального пе­дагога).

 

Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществля­ет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

Ø      по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

Ø      по способу влияния педагога — непосредственные и опосре­дованные;

Ø      по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяю­щиеся);

Ø      по времени подготовки — формы работы, проводимые с уча­щимися без включения их в предварительную подготовку, и фор­мы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

Ø      по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей орга­низуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

Ø      по результату — формы, результатом которых могут быть ин­формационный обмен, выработка общего решения (мнения), об­щественно значимый продукт;

Ø      по числу участников — индивидуальные (воспитатель—вос­питанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (вос­питатель—несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказан и индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подросла вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В ин­дивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, твор­ческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой уча­стник либо как организатор. Главная его задача, с одной сторо­ны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать усло­вия для получения в группе ощутимого положительного резуль­тата, значимого для всех членов коллектива, других людей.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкур­сы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руково­дители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующе­го на детей личным примером; участника-новичка, воздействую­щего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д

При выборе форм необходимо:

1.      Учитывать воспитательные задачи, определенные на очеред­ной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма ра­боты должна способствовать их решению;

2.      на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

3.      составлять набор возможных способов реализации намечен­ных задач, форм работы с учетом принципов организации вос­питательного процесса, возможностей, подготовленности, ин­тересов и потребностей детей, внешних условий (культурные цен­тры, производственное окружение), возможностей педагогов, ро­дителей;

4.      организовывать коллективный с участниками мероприятия по­иск форм на основе коллективного целеполагания, при этом про­думать способы обогащения опыта детей новыми идеями, форма­ми, например через обращение к опыту других, изучение опуб­ликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;

5.      обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспи­тательной работы.

 

Критерии эффективности работы классного руководителя. Исхо­дя из функций классного руководителя, можно выделить две груп­пы критериев эффективности его работы:

Ø      результативные критерии, показываю­щие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Ø      процессуальные критери

Категория: Мои файлы | Добавил: elena-zelenskaj
Просмотров: 12790 | Загрузок: 686 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: